В современном развитии образовательных технологий совместно с традиционными системами обучения активно и широко используются нетрадиционные методы образования, обучения и воспитания детей. Большое распространение получают арт – педагогика, мультипликация и мульттерапия.
Детское объединение "Компьютерные технологии", Егорлыкского центра внешкольной работы существует уже второй год. По программе "Конструктор Мультфильмов" занятия ведутся первый год. Занятия проходят преимущественно в работе с компьютером как с инструментом по созданию анимации. В работе применяется интеграция таких видов деятельности как: лепка, рисование (компьютерные редакторы), фотография, техническое творчество (при изготовлении декораций и процессе съемки, монтажа). Итоговой работой выпускников является анимационный проект, как коллективный так и индивидуальный, выполненный в 2D и 3D форматах.
Арт - педагогика как специальное образование – это синтез таких областей научного знания, как искусства и педагогики, обеспечивающих разработку практики и теории педагогического коррекционно направленного процесса художественного развития детей и детей с ограниченными возможностями здоровья и формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано-игровую).
Процесс создания мультфильмов не только увлекательный творческий процесс, он развивает и воспитывает детей. Ребята знают, что они хотят сделать, и четко представляют, для чего рисуют, лепят, мастерят. Занятия мультипликацией помогают увидеть привычное по-новому, понять красоту окружающего мира и человеческих отношений. Они формируют эстетический вкус, помогают приобрести технические знания, воспитать любовь к труду. На этих занятиях развиваются творческие способности, воображение, чувство цвета, ритма, восприятие и умение передавать пропорции, объем, движение. А это пригодится человеку любой профессии, в любом виде деятельности, которым он будет заниматься в жизни.
Именно этим и определяется актуальность рассматриваемой темы.Как это ни удивительно для многих, но сегодня, в эпоху становящейся "экранной культуры", именно компьютерная графика в своих многообразных формах может стать необходимым звеном для наиболее эффективного приобщения ребенка к общечеловеческой сокровищнице искусства.
Одной из составляющих арт – терапии является мультипликация или анимация. Термин "анимация" означает оживление. Принятое в мире профессиональное определение «анимация» (в переводе с латинского «анима» – душа, «анимация» – оживление, одушевление) как нельзя более точно отражает все современные технические и художественные возможности анимационного кино, ведь мастера анимации не просто оживляют своих героев, а вкладывают в их создание частичку своей души.В основе анимации лежит принцип инертности зрительного восприятия (создание иллюзии восприятия изображения птица в клетке). Мультиплика́ция (от лат. multiplicatio — умножение, увеличение, возрастание, размножение) — технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений (движения и/или изменения формы объектов — морфинга) с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой.
Современные компьютерные системы дают ребенку реальную возможность реализовать себя не только в качестве зрителя, но и непосредственно войти в творческую лабораторию создателя мультфильмов. Компьютер является идеальным средством для создания анимационных продуктов. Достаточно просто задать последовательность кадров, копируя изображение и слегка корректируя положение движущихся частей. Труд мультипликаторов упрощается и превращается в творческий процесс, ведь результаты работы можно тут же просмотреть и поправить, не ожидая процедуры проявки пленки. Специализированные программные пакеты позволяют ребенку уже в 5-7 летнем возрасте создавать на экране компьютера настоящее волшебство мультфильма, практически гарантируя успешность результата. Понятно, что это будет простейшая двумерная анимация с элементарным сюжетом, но педагогический эффект от ее создания тем не менее очень значителен и разносторонен.
Часто проводимые конкурсы, фестивали по этому увлекательному виду деятельности вызывают большой интерес детей и взрослых. Особенно это касается педагогов, людей, заинтересованных не только в конечном результате детского творчества - фильмах, но и в проявлении и выражении творческих способностей детей. Вопрос решения педагогических задач средствами мультипликации - актуальная проблема сегодняшнего дня.
Внедрение идей анимации в учебный процесс необходимо, потому что средства мультипликации стимулируют творческую активность детей, раскрепощают их мышление. Общение с помощью движения, слова, музыки и образов происходит у них намного легче, чем традиционное, словесное. Обучение визуальному языку является насущной потребностью сегодняшней жизни.
Анимация дает возможность проявить свои способности в:
· литературе (составление сценария),
· рисовании и различных видах прикладного искусства (создание персонажей),
· музыке (звуковое сопровождение),
· речевом развитии (озвучивание ролей),
· технике (работа с различным оборудованием).
Наряду с мультипликацией, большое распространение в педагогике получает мульттерапия.
Мульттерапия является синтезом деятельности педагогического подхода, психологических методик групповой работы, арт-терапии и анимационных технологий, дающих в совокупности синергетический эффект. Это мягкий и эффективный метод реабилитации, при котором коррекция состояния ребенка происходит естественно и гармонично. Посредством коллективного создания мультфильма дети создают и оживляют свои представления о мире, счастье, учатся взаимодействовать друг с другом.
Занимаясь творчеством в процессе мультипликации у детей, сформировываются элементарные представления о ней, происходит становление осознанного отношения к выбору и оценке качества потребляемой мультипродукции, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, обучение навыкам компьютерной грамотности, развитие мелкой моторики рук. Кроме того, мульттерапия помогает решить следующие задачи: воспитывает усидчивость, аккуратность, развивает познавательную активность, образное и абстрактное мышление, воображение, умение выстраивать сюжетную линию, последовательность действий, а также развивает духовно-нравственное воспитание, развитие навыков работы в коллективе, снижает проблемы адаптации (уменьшается агрессивность, тревожность и импульсивность, наблюдается адекватность в поведении, уверенность в себе).
Мульттерапия как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья используется в различных социальных центрах как в России и зарубежом.
Таким образом, используя современные инновационные образовательные технологии в организации учебного процесса возможно:
· развить мотивации обучающихся к познанию, творчеству,
· осуществить реализацию межпредметных связей,
· заинтересовать учащихся, показать возможности современных программных средств для обработки графических изображений,
· осуществить раннюю профориентацию учащихся, у учащихся сложилась ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности.
Использование нетрадиционных техник позволяет педагогу осуществлять индивидуальный подход к учащимся, учитывать их желания, интерес. Кроме того, каждый может выбрать ту технику, которая ему больше нравится. Это способствует развитию не только познавательной деятельности, но и помогает создать у учеников атмосферу личностной безопасности.
Список литературы.
1. Е.А.Медведева,И.Ю.Левченко,Л. Н. Комисарова, Т. А. Добровольская. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании [Текст] : учеб. пособие для студентов /– М.: Академия, 2001.
2. Н. В. Новотворцева. Анимационная деятельность в коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими нарушения интеллектуального развития /
– Ярославский педагогический вестник № 2–2010.
3. Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003.
|